модный интерьер

Что было хорошего в СССР и как это связано с современным дизайном


Что было хорошего в СССР и как это связано с современным дизайном

Эти вещи каждый из нас помнит с детства: авоська, автомобиль «Запорожец», гранёный стакан и школьная форма... И едва ли кто-то мог оценивать их с точки зрения «красиво» или «некрасиво» — пользовались тем, что было. А если посмотреть со стороны? Специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской высшей школы дизайна Умберто Джираудо рассказал нам, что он думает о советском дизайне.

1. Упаковка для кефира.

«Экономичный и экологичный дизайн. Техническая мысль, доведённая до совершенства. Самое интересное, что такую бутылку можно легко открыть без каких-либо приспособлений, обычными пальцами, и пить прямо из бутылки, не боясь, что горлышко будет грязным- пробка из фольги надёжно защищает верх бутылки от загрязнений. Именно так сейчас некоторые европейские производители соков и газированных напитков в классических алюминиевых банках стали запечатывать фольгой верх банки в гигиенических целях. В СССР об этом думали уже 60 лет назад».

2. Авоська.

«Один из лучших примеров в области советского дизайна. Если вам небезразличны проблемы экологии и загрязнения окружающей среды, чрезмерного потребления — знайте, что эта сумка стала жизнеспособным решением ряда проблем много десятилетий назад. Авоська представляется мне частью разумной системы, видом систематического дизайна, в котором продукты покупаются ровно в том количестве, в котором они нужны, а не про запас. Они не упаковываются несколько раз, и сумку можно использовать неоднократно. Авоська невероятно компактна, и её можно постоянно носить с собой, на «авось». Уверен, современные дизайнеры должны обратить на этот предмет самое пристальное внимание».

3. Отрывной календарь.

«Вы не поверите: такие календари были невероятно популярны не только в СССР, но и в западных странах. Более того, подобные изделия актуальны на Западе и сейчас! Несмотря на то, что на них тратится очень много бумаги, эти календари кажутся мне милыми, так как предоставляют возможность, отрывая листки, физически ощутить течение времени».

4. Чайник.

«Чайник как чайник, ничего особенного. Похожий был у моей бабушки. Хотя, если бы именно эта форма и неповторимый «травяной» цвет были изобретены не в СССР, а в Европе, у этого чайника были бы все основания стать иконой стиля, благодаря своим лаконичным, тщательно выверенным линиям и цветовой гамме».

5. Кофе.

«Милая упаковка. Простая, экономичная в производстве, всего два цвета, и до сих пор выглядит очень современно. Я бы с радостью купил кофе в такой упаковке — она выглядит гораздо аутентичнее, чем весь этот пластиковый мусор, в который кофе фасуется сегодня».

6. Одеколон.

«Парень на этикетке выглядит довольно пугающе! А если отставить в сторону шутки, мне кажется забавным контраст между тщательно проработанным графическим дизайном этикетки и формой ёмкости. По горлышку и крышке можно понять, что такие бутылочки могли использоваться не только для туалетной воды, а для чего угодно — хранения бытовой химии или дешёвого алкоголя, например. Бутылка очень практична. С другой стороны, непонятно, зачем в условиях отсутствия конкурентного рынка в СССР вкладываться в специфичные и агрессивные макеты упаковки. К сожалению, многие современные «молодые предприниматели» тоже не понимают значения дизайна в коммерции и вкладываются не в то, во что имеет смысл вкладываться. А вот в СССР – понимали и делали всё правильно».

7. Сгущёнка.

«Настоящий русский шедевр. Причём не только в отношении самого продукта, но и в отношении стильного и моментально запоминающегося дизайна упаковки. Я знаю, что очень многие люди любят этот продукт, в том числе потому, что его можно варить прямо в банке».

8. Презервативы.

«Честно говоря, я удивлен. Я был уверен, что дети в Советской России появлялись из капусты! Так был секс в СССР или нет? Похоже, всё-таки был… Что касается упаковки презерватива, я могу сказать, что она очень функциональна. При этом совершенно не «эмоциональна», но не думаю, что в определённых обстоятельствах кто-то обращал на это внимание. Мне нравится».

9. Электронная игрушка.

«В детстве у меня была похожая игрушка, не вижу почти никакой разницы. Разве что интересен контраст американского Микки Мауса и надписи на кириллице — это мило. Вообще, использование кириллических текстов на таких электронных игрушках вызывало настоящий шок у жителей Европы и Японии. Они же считали, что в России есть только водка, снег и медведи с балалайками».

10. Гранёный стакан.

«Ещё один шедевр промышленного дизайна, родом из СССР. Простой и элегантный, обычный стакан, символизирующий стабильность. Я знаю, что у этого стакана очень интересная и богатая история. Надеюсь, его не наполнят водкой до краёв».

11. Треугольный пакет молока.

«Треугольный молочный пакет — не полностью советское изобретение. Линии для такой упаковки в СССР поставляла шведская компания Tetrapack. В 1943 году лаборатория Åkerlund & Rausing начала разработку картонной упаковки молока, в 1944-м Эрик Валленберг, молодой ассистент, выступающий как глава исследовательской лаборатории, изобрёл упаковку в форме тетраэдра, образованную из конусообразного куска бумаги. Тем не менее, эта форма пакета ассоциируется именно с СССР, ведь в Союзе он существовала десятилетия, и в такой упаковке выпускалось не только молоко, но и целый ряд других молочных продуктов. А для транспортировки и хранения русские даже изобрели специальную, геометрически выверенную тару из проволоки, а затем из пластика, в которой эти упаковки-пирамидки укладывались невероятно компактно – великолепный пример конструирования, воплощённый без применения современных 3D технологий и компьютеров».

12. Школьная форма.

«Довольно элегантная и отлично отражает формальный иерархический статус. Я тоже носил форму, когда ходил в школу. Однако не могу не отметить, что сегодня такая форма смотрелась бы скорее на официантках или студентках, но не на учащихся в школе».

13. Телевизор КВН.

«Такой телевизор вполне мог стоять в гостиной моих дедушки с бабушкой. Помню, когда я впервые увидел стекло для увеличения изображения на экране, очень удивился».

14. «Запорожец».

«Настоящий шедевр советского дизайна — несмотря на то, что он базировался на дизайне FIAT. У «Запорожца» есть уникальные черты — например, решетка на капоте, которая придаёт образу автомобиля некоторую агрессивность. Ни разу не видел «Запорожцев» в жизни, но слышал множество историй об этих машинах. В частности, о том, как их ремонтировали и украшали. Кстати, именно такой «Запорожец» был выбран в качестве символа СССР для одной из серий фильмов про Джеймса Бонда. В нём актёр «ремонтировал» эту машину огромной кувалдой».

15. Холодильник.

«Восхитительный дизайн! Я категорически не понимаю, почему русские покупают китайские и корейские холодильники и проводят их ребрендинг, вместо того, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые формы, проверенные временем и актуальные и по сей день».

Эту статью прочитали 1880 человек с 21 ноября 2016.
Оцените статью [ 2 голоса ]

Вернуться

Следующая статья: Модные идеи русского конструктивизма в проекте нового терминала аэропорта «Шереметьево»
Предыдущая статья: Здание 2016 года по версии World Architecture Festival

 

Добавить комментарий
Ваше имя(*):
Комментарий(*):
Код изображения This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)