Многие цвета, помимо привычных нам, имеют свои, подчас весьма необычные названия. Именно так обстоит дело с особым оттенком бежевого цвета, который даже в некоторых официальных документах именуют «цветом бедра испуганной нимфы».
Давайте попробуем разобраться, откуда этот оттенок бежевого получил столь необычное и довольно поэтическое название. Для этого придётся погрузиться в историю. До 1917 года в Российской Империи, как известно, вторым языком после русского в высшем обществе был французский. И названия многих оттенков цвета произносились именно на французском.
По данным некоторых источников, к появлению названия этого оттенка приложил руку сам Лев Николаевич Толстой! Впервые он применил это название на французском языке в своем романе «Война и мир» - cuisse de nymphe effrayée. Как пишет эксперт в области искусствознания, доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, «на русском языке этот цвет был известен среди современников как один из оттенков розового цвета — «неоспоримо розовый». Его называли «ляжкою тронутой нимфы», или «устами любви», или цветом «ляжки испуганной Машки». В начале XX века он получил наконец свое нынешнее, более благозвучное имя «цвет бедра испуганной нимфы»."
"Какого цвета бедро испуганной нимфы? Ответ на этот вопрос был дан в 1802 г. с появлением новой розы-альба, получившей соответствующее название. Роза "Бедро испуганной нимфы" почти легенда, однако сегодня нет точной информации относительно ее создателя, ни о том из каких именно сортов она была выведена. Предположительно, сорт "Бедро испуганной нимфы" появился в цветниках Жан-Пьера Вибера, легендарного создателя новых сортов цветов, а также винограда. Существует также более светлая, почти белая разновидность «Бедро нимфы». Испугом нимфы объясняется присутствие в оттенке розоватового цвета (пугаясь, нимфа краснеет).
Это пышное, несколько помпезное название было старомодным уже на рубеже XIX и XX веков, не говоря о сегодняшнем дне. А какие ещё названия цветов мы с вами «потеряли»? Оказывается, наши потомки знали толк в обозначении цветовых оттенков! Предлагаем Вам невероятно обширную подборку нетривиальных названий цветов и оттенков, которые сейчас уже почти не употребляются в разговорной и письменной речи. А жаль…
А
- Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
- Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
- Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
- Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
- Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
- Альмандиновый - темно-вишневый.
- Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
- Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" - красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
- Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Б
- Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
- Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
- Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
- Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан - плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
- Бистровый - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
- Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".
- Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
- Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
- Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
- Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
- Бисной - седой, серебристый.
- Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
- Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый), - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, телесный цвет.
- Бле-раймондовый - оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).
- Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
- Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
- Болкатый - черный, темный.
- Бордоского вина - красно-фиолетовый.
- «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
- Бристольский голубой - ярко-голубой.
- Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
- Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
- Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.
- Буланый - серо-бежевый.
- Бурнастый - то же, что бурый.
- Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.
В
- Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
- Веселая вдова - оттенок розового.
- Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
- Вердепомовый - светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
- Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
- Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
- Винный - желтовато-красный.
- Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
- Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
- Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Г
- Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
- Гаити - или розовый, или ярко-синий.
- Гвоздичный - серый.
- Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
- Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
- Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
- Голубиной шейки - оттенок серого.
- Гороховый - серый или грязно-желтый.
- Гортензия - нежно-розовый.
- Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
- Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
- Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
Д
- Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
- Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
- Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
- Дикий, дикенький - светло-серый.
- Драконьей зелени - очень темный зелёный.
- Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
- Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый».
Ж
- Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
- Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
- Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
- Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
- Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
- Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
- Жирафовый - желто-коричневый.
- Жонкилевый - цвет нарцисса.
З
- Зекрый - темный, светло-синий, сизый.
И
- Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
- Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
- Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
К
- Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
- Камелопардовый - желтовато-коричневый.
- Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
- Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
- Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
- Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
- Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
- Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
- Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
- КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
- Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
- Коричный - то же, что коричневый.
- Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
- Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
- Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
- Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
- Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
- Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же - индиго).
- Куропаткины глаза - светло-красный.
Л
- Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
- Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
- Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
- Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
- Лондонского дыма - тёмно-серый.
- Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
- Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
М
- Магово-гуляфный - красно-розовый.
- Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло в то же время.
- Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
- Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
- Маренго-клер - светло-серый.
- Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
- Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
- Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
- Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
- Милори - темно-голубой, синий.
- Мов - розовато-лиловый.
- Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
- Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
- Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
Н
- Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
- Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
- Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
О
- Облакотный - цвета облака.
- Оброщеный - багряный.
- Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца (вишнёво-розовыйо минерал класса силикатов, сегодня более известен под названием родонит).
- Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
- Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
- Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
- Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
П
- Павлиний - синевато-лиловый.
- Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
- Парижская синь - ярко-синий.
- Парижский голубой - cветло-голубой.
- Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
- Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
- Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
- Пелесый - темный, бурый.
- Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
- Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
- Померанцевый - апельсиновый с розовым.
- Порфирный, порфировый - пурпурный.
- Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
- Плавый - светло-желтый. У Даля - изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
- Празеленый - иссиня-зеленоватый.
- Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
- Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
- Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
- Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
- Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Р
- Ранжевый - то же, что оранжевый.
- Резвая пастушка - оттенок розового.
- Рвота императрицы - оттенок коричневого.
- Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
- Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
С
- Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
- Семги - оттенок розового.
- Селадоновый - серовато-зеленый.
- Сизый - цвет голубя, после просто синий.
- Силковый - голубой, васильковый.
- Сине-алый - темно-фиолетовый.
- Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
- Синявый - с синим отливом.
- Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
- Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
- Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
- Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
- Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
- Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
- Стризовый - ярко-красный.
- Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Т
- Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
- Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
- Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
- Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Ф
- Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
- Фисташковый - грязновато-зеленый.
- Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
- Фуксии - насыщенный розовый.
Ц
- Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Ч
- Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
- Чермной - искрасна-рыжий.
- Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Ш
- Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
- Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
- Шанжан - цвет с переливающимися оттенками.
- Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
- Шартрез - жёлто-зелёный.
- Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Э
- Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
- Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
- Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Ю
- Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
- Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Я
- Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.