15 сентября в Париже чествовали лауреатов 30-й премии MIPIM Awards — одной из самых престижных архитектурных наград, ежегодно вручаемой в рамках крупнейшего инвестиционного форума недвижимости. Из 228 заявок жюри конкурса выбрало 12 проектов-победителей, одним из которых стал российский объект: спроектированный ТПО «Прайд» Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой выиграл в номинации «Лучший спортивный и культурный объект».
Парижский триумф московского бюро стал ещё одним поводом для гордости за новейшую российскую архитектуру, однако едва ли был полной неожиданностью: к этому моменту проект уже отметился несколькими громкими победами. Так, еще в 2019 году Центр гимнастики удостоился нескольких отраслевых наград, а в июне 2020-го получил архитектурную премию Москвы. А доказательством международного признания объекта стала его публикация на обложке 23-й версии программы ArchiCAD.
Последнее обстоятельство среди прочего указывает на важность технологической составляющей проекта. И действительно, комплекс в Лужниках — это не просто узнаваемая форма, повторяющая силуэт гимнастический ленты (этот выразительный образ, по словам авторов проекта, возник практически сразу), а сложнейший процесс воплощения в жизнь уникального архитектурного решения. «Главным вызовом проекта стало довести амбиционный замысел, связанный со смелой криволинейной формой, до реализации, причем в достаточно короткие сроки, — подтверждает руководитель проекта Татьяна Лойко. — Самый выразительный элемент здания, кровля, стал и одним из самых сложных для архитектурного проектирования. Помимо поиска геометрии силуэта ленты, сомасштабного зданию и окружению, необходимо было найти и соответствующие материалы, отвечающие поставленным задачам».
Для создания кровли общей площадью 15,2 тыс. кв. м использовали алюминиевое фальцевое покрытие, специально изготовленное с учетом сложной геометрии. Несущие конструкции и элементы потолка изначально планировалось изготовить из дерева, но их стоимость сильно превысила бюджет, поэтому дерево решили заменить металлом, который позволил к тому же сделать форму крыши более чистой и выразительной.
Нужного эстетического эффекта позволило добиться и покрытие кровли — разные по форме алюминиевые панели толщиной 0,8 мм. Учитывая длину панелей, в некоторых случаях превышавшую 100 м, их профилирование, вальцовка и каландрирование осуществлялись непосредственно на стройплощадке. За формообразование отвечала система труб и кронштейнов, угол наклона которых соответствовал углу наклона профлиста, а также сложная кровельная подконструкция, позволившая добиться нужного радиуса кривизны на всех участках крыши.
Хотя кровля, несомненно, является самой узнаваемой частью комплекса, не меньшее внимание его создатели уделили и другим элементам, в частности, фасаду, в отделке которого применено витражное остекление высотой до 26 м. При этом, по замыслу архитекторов, фасады должны были полностью соответствовать функциональному зонировавнию Центра. «Главный фасад, «лицо» здания, состоит из панорамных окон и тем самым привлекает зрителей заглянуть внутрь. Фасад на противоположной стороне комплекса, несущей административную функцию, имеет большее число колонн, и частота их расположения увеличивается там, где необходимость в больших панорамных окнах отпадает, то есть в тренировочных и технических помещениях», — поясняет Лойко.
Говоря о внутреннем устройстве комплекса, архитекторы с особой гордостью подчеркивают его многофункциональность. Арена с трибунами-трансформерами вместимостью до 4 тыс. человек, одинаково удобная как для спортивных, так и для массовых мероприятий, тренировочные залы, медицинский центр, гостиница для спортсменов, офисы администрации, служебные и бытовые помещения — всё это собрано под одной крышей в объёме простого параллелепипеда, форма которого позволила разместить все необходимые функции на достаточно компактном участке.
С лаконичной, хотя и не простой, формой здания контрастируют интерьеры комплекса, дизайн которых разрабатывался при непосредственном участии руководителя Центра Ирины Винер-Усмановой. Облик его общественных зон — ориентированная на wow-эффект квинтэссенция «русского стиля» с его яркой декоративностью, цветистым «ковром» покрывающей поверхности холлов и фойе.
Впрочем, помимо эстетических, участникам проекта требовалось решить немало практических задач, отсюда — столь пристальное внимание к отделочным материалам, в работе с которыми проектировщики исходили в первую очередь из конкретных архитектурных и инженерных задач.
Одной из них стало, например, создание криволинейных поверхностей. По замыслу архитекторов, высокий потолок в зоне холлов должен был повторять идею волны кровли. Для этого использовали потолочный профиль со специально заданным на заводе радиусом изгиба, что существенно облегчило монтаж конструкции. На профиле фиксировалась гнутые цементные плиты толщиной всего 8 мм, после чего на них наносилась штукатура, краска, декоративные покрытия.
Не меньшее внимание к эксплуатационным характеристикам отделочных материалов потребовалось и в тренировочных залах. Там нужно было не только возвести высокие, более 12 м., перегородки, но и выполнить облицовку, для чего использовали, в частности, гипсокартонные листы. Их применение не только позволило обойтись без усиления конструкции, но и обеспечило помещениям дополнительную шумоизоляцию. Сходное решение — высокие перегородки с облицовкой — применили в зонах вентиляционных шахт.
«При выборе отделочных материалов мы руководствовались, прежде всего, задачами, технической возможностью, функциональностью и принятыми интерьерными решениями», — резюмирует Татьяна Лойко. И нет ничего удивительного в том, что, учитывая сложность проекта, на всех этапах его реализации — от проектирования в среде OpenBIM до финишной отделки — выбор делался в пользу «штучных» высокотехнологичных решений. В конце концов, речь шла не просто о создании ещё одного иконического объекта, но здания-символа, залы которого, по словам Ирины Винер-Усмановой, всегда должны быть наполнены победами. И символично, что первые победы остались именно за архитекторами.
Источник: radidomapro.ru
Фото: archi.ru
Следующая статья: Строительный антивирус: как работает система биобезопасности жилого комплекса
Предыдущая статья: «Придумано и сделано в России»: победители всероссийского конкурса дизайна