Ушедший 2020 год принёс немало потрясений индустрии интерьерного дизайна. Отмена крупнейших выставок, ограничение поставок из-за рубежа, заморозка объектов и изоляция — как эти факторы повлияли на российский рынок и что ждёт его в ближайшем будущем, ведущий профильный портал Ради Дома PRO выяснил у руководителей ведущих дизайн-бюро России.
Интерьер «по удалёнке»
Пожалуй, первым серьезным вызовом, с которым столкнулись дизайнеры интерьера в прошлом году, стала необходимость перехода на удаленную работу. Разумеется, в той или иной степени издержки «удалёнки» испытали на себе практически все, однако дизайнерам, привыкшим к личному общению — как с заказчиками, так и с материалами, — это оказалось особенно нелегко.
Впрочем, как выяснилось, в дистанционном формате работы есть и свои плюсы. Так, общение с заказчиками теперь стало занимать ощутимо меньше времени, руководители студий научились вести проекты, коммуницировать с командой и согласовывать большую часть работы онлайн или по телефону — и даже получили опыт удалённого подбора цветовых решений.
«Многое решается по телефону, по видеосвязи, сейчас это стало нормой. Конечно, есть моменты, которые требуют присутствия для подбора материалов, цветов, фактур. Но в этом году удалось согласовывать и текстиль, и отделочные материалы при помощи видео», — рассказывают Ольга Седова и Прохор Машуков из студии Only design.
Даже первое знакомство с заказчиком уже не требует очной встречи. «Раньше люди особенно любили первую встречу в живую, чтобы посмотреть офис и убедиться, что студия дизайна существует. А сейчас даже первая встреча проходит в рамках телефонного разговора», — говорит основатель дизайн-студии «Печёный» Антон Печёный, добавляя, что с марта прошлого года 100% встреч с клиентами ушли в онлайн.
Словом, телефон, «Скайп», Zoom-уголок стали частью повседневной жизни. Пожалуй, от изоляции пострадала только такая услуга, как авторский надзор. Однако дизайнер Марина Поклонцева не исключает появления в будущем программ со специальными камерами для решения и этой важной задачи. Да и проекты за рубежом стали доступнее благодаря лояльности клиентов к удаленному формату работы.
Антикризисные меры
Отмена крупных отраслевых выставок не стала катастрофой для участников российского рынка. Гораздо больше трудностей в их работу внесли рост курса евро и проблемы с поставками от зарубежных производителей. Впрочем, кризис, как водится, обернулся возможностями, породив тренд на использование отечественных материалов и бюджетный ремонт.
«Ряд позиций, которые мы с клиентами хотели поставить в проект, пришлось заменить, чтобы уложиться в бюджет», — сетует владелец собственного архитектурного бюро Владимир Любарски.
В ситуации закрытия заводов и прекращения поставок из-за рубежа дизайнеры обратили внимание на отечественных производителей мебели, отделочных материалов, аксессуаров и декора. С ними в условиях пандемии оказалось легче и удобнее работать, отмечает Марина Поклонцева. По её мнению, число отечественных предметов интерьера в проектах теперь будет только расти.
«Спрос рождает предложение, а большое предложение на рынке создает конкуренцию, что автоматически улучшает качество производимой продукции. Скорее всего, будущие российские интерьерные проекты будут соревноваться количеством и качеством использованных в проектах отечественных новинок. Для себя я уже приняла решение использовать в проектах больше материалов отечественных производителей или такие, которые можно приобрести в свободном доступе, а не ждать 3-6 месяцев из-за границы», — говорит Поклонцева.
Тренд на изоляцию
В период вынужденной изоляции россияне по-новому взглянули на свои дома, сделав труд дизайнеров более востребованным. При этом изменились и предпочтения заказчиков. Во-первых, появился тренд на изолированность и обустройство домашних кабинетов или рабочих мест.
«До пандемии активно использовались открытые пространства (open space). Например, в офисах, кафе и ресторанах проектировались длинные общие столы с очень плотной посадкой, — вспоминают Ольга Седова и Прохор Машуков. — Задачи уплотнить и объединить пространства сейчас будут пересмотрены во всех сферах. В частных интерьерах дизайнеры и заказчики также пересмотрели свои взгляды на жилое пространство. Если раньше был основной запрос на единое, открытое пространство, то теперь заказчик задумывается об изолированных рабочих местах для каждого члена семьи».
Во-вторых, вырос интерес к функциональному интерьеру, автоматизации и минимализму. По словам дизайнера Асии Орловой, клиенты больше не стараются поскорее перескочить от стадии продумывания планировки к видам. Пришло понимание, что красивый вид вытекает из правильной функции.
Стремление к функционалу отслеживается во всем: начиная от монохромной гаммы в отделке и заканчивая бесконтактной мебелью. «Серый минимализм сейчас на пике. Его иногда разбавляют лепниной и пр., но в основном плюс-минус проекты похожи. Кухни без ручек, шкафы без ручек, всем захотелось всё «спрятать», чтобы ничего не было на виду, даже чайник в ящик прячут. То есть появился запрос на лёгкость поддержания порядка», — говорит Антон Печёный.
«Люди остались дома, и, наконец, заметили свой дом. Осмотрелись, пожили в нём. Многие поняли, как несовершенны многие моменты обустройства, и стали мечтать о новой обстановке. Мы уже начали проектировать по-новому некоторые действующие проекты», — говорит основатель студии Simple Interiors Леся Печёнкина.
Что ждать от 2021 года
Вступивший в свои права 2021 год обещает дизайнерам интерьера много работы. Скорее всего, в связи с отложенным спросом и стремлением к грамотному обустройству жилья вырастет число заказов, отмечают опрошенные Ради Дома PRO участники рынка. При этом из-за продолжающегося кризиса править бал по-прежнему будут минимализм и разумное потребление.
Владимир Любарски надеется, что вырастет интерес к экологичному интерьеру, рынок вторичных вещей будет расти и развиваться. Его поддерживает и Асия Орлова, ожидающая роста спроса на природные цвета и материалы, простые линии и растения в интерьерах без вычурности.
«Будет развиваться тренд на демократичность и доступность дизайна каждому. Мы видим, как дизайнеры, которые ассоциировались с роскошью и элитарностью, сейчас активно сотрудничают и создают коллекции мебели и аксессуаров для масс-маркетов. Хороший дизайн становится доступным», — отмечают владельцы Only design.
В свою очередь, Юля Атаманенко надеется, что вырастет интерес к предметам искусства (живопись, графика, скульптура, фотография). «Это объясняю тем, что искусство насыщает и наполняет, и это отличная инвестиция», — заключает Юлия.
По материалам: radidomapro.ru
Фото: only-design.com, pechenyi.com, poklontseva.ru, simple-interiors.com, design-project.moscow, atamanenko.com
Следующая статья: «Дом-подсолнух» в Умбрии по проекту Коичи Такада
Предыдущая статья: Трикотажные светильники дизайнера Мишель Ринов