Азербайджанский художник Фаиг Ахмед собрал серию ковров, стирающих границы цифрового искусства и традиционных ремесленных техник. Монументальные по размеру произведения сотканы с классическими декоративными узорами, которые трансформируются в «лужи» перекошенных линий.
Мода на традиционные ковры в современных интерьерах постепенно канула в прошлое. Этот некогда престижный атрибут домашнего обихода советского времени сошёл со стен квартир и давно перекочевал на пол, превратившись из предмета достатка в остаточный элемент ушедшей эпохи. Однако, благодаря азербайджанскому художнику Фаигу Ахмеду, эти привычные всем объекты переродились в ультрасовременные предметы искусства ткачества ковров. И уже сегодня творческие изыскания мастера осваивают трёхмерное пространство в ведущих галереях и выставочных залах по всему миру, принося своему создателю хорошие гонорары.
Тканые ковры испокон веков использовались разными народами в качестве оберегов, в которых посредством различных символов зашифровывали таинственные знания и послания. Общая композиция традиционных ковров, как правило, построенная на равностороннем кресте, часто использовалась и шаманами, и ведунами. Зеркальная симметричность в рисунках ковровых изделий также была неслучайна.
Именно этот феномен и привлёк бакинского художника Фаига Ахмеда, интересующегося мистикой. А если учесть, что ковёр является одним из символов Азербайджана, его отображением истории, то ковры, по мнению художника, хранят не только древние знания, но и ещё их можно воспринимать как «код общества».
Всё дело в том, что древние мастера ткали ковры, опираясь на вкусы и символы, характерные для определённой географической области и национальной принадлежности конкретного кочевого племени. К тому же не только географический аспект, но и любые религиозные или политические изменения издавна накладывали свой отпечаток на ковроткачество, хотя их основа оставалась незыблемой.
Каждое произведение из коллекции ковров Фаига Ахмеда берёт свое имя от духовного лидера, оказавшего глубокое влияние на азербайджанскую культуру — Shams Tabrizi, Yahya al-Shirvani al-Bakuvi, Nizami Ganjavi. Ковер, вдохновлённый Тебризи, который был наставником Руми, например, «постепенно растворяется в чёрном шерстяном фоне, что должно напомнить заключительные этапы духовного путешествия мистика: уничтожение индивидуального эго в небытие.
Фаиг Ахмед (Faig Ahmed, 1982) живёт и работает в Баку, Азербайджан. В 2004 году он окончил факультет скульптуры Азербайджанской государственной академии искусств. Первый опыт творческого изыскания Ахмед получил ещё в раннем детстве, когда будучи маленьким мальчиком, желая изменить рисунок ковра, разрезал семейную реликвию. Второй раз – когда был студентом вуза. Он выкрал несколько рулонов ткани с кафедры моды и задрапировал ею фасад пятиэтажного здания академии.
После этого случая его исключили из академии, хотя позже и восстановили. А теперь его необычные работы, похожие на зрительную манипуляцию, можно увидеть на выставках в Великобритании, Германии, Италии, Китае, России, США, Франции и других странах. Персональная выставка PIR Фаига Ахмеда проходит в Sapar Contemporary в Нью-Йорке до 6 января 2022 года.
По материалам: interior.ru и kulturologia.ru
Фото: kulturologia.ru
Следующая статья: Стартует всероссийский форум ColorMix 2021
Предыдущая статья: Tikkurila определила главный интерьерный цвет 2022 года