Отходы бычьих костей из мясной промышленности были измельчены в порошок и превращены в коллекцию выключателей света и электрических розеток выпускником Университета искусства и дизайна ÉCAL Сухайбом Ганми. Дизайнер в рамках своей дипломной работы создал целый спектр электроустановочных изделий под общим названием Elos.
Линейка Elos имеет извилистые силуэты, смоделированные с различных частей человеческого скелета. Так, например, электрическая розетка, способная вращаться в своей опорной плите, напоминает головку бедренной кости в тазобедренном суставе. Выключатели света и USB-порты для зарядки отлиты в формы, которые соответствуют органической форме суставов человеческого тела, но все же напоминают привычные для всех пластиковые аналоги выключателей.
Используя природные свойства костей в качестве электрического и теплового изолятора, коллекция находит новое назначение для этого извечного материала, который традиционно с незапамятных времён использовался человечеством в орудиях труда или обжигался для создания костяного фарфора.
Ганми надеется, что его проект поможет человечеству частично устранить зависимость от ископаемых ресурсов, необходимых для производства пластмасс, и в то же время эффективно использовать более 130 миллиардов килограммов костных отходов, ежегодно производимых на скотобойнях.
«Этот минеральный материал, который сегодня не имеет коммерческой ценности, использовался для изготовления предметов домашнего обихода различными народами на протяжении всей истории», – рассказывает дизайнер, – В прошлом кость была эквивалентом пластика, а сегодня пластик – одна из самых больших экологических проблем. Поэтому для меня очевидно вернуться к этому примитивному материалу, чтобы применить его к нашей повседневной жизни».
Идея создания коллекции возникла у Ганми после того, как он жил с семьей своего отца в сельской местности Туниса во время мусульманского праздника Курбан-Байрам, когда ритуальное животное приносится в жертву, а его мясо делится поровну между семьёй, друзьями и нуждающимися. Празднества позволили Ганми воочию увидеть огромное количество биологических отходов, таких как копыта, шкуры и сухожилия, которые образуются в процессе забоя животного. «Мой дядя собирал кости после праздников и делал из них рукоятки для ножей, – вспоминает Ганми, – Благодаря такому опыту, у меня появилось любопытство к этому материалу, который раньше я считал отходами».
В Канаде и США – одной из самых богатых мясом стран мира – фермы и скотобойни ежегодно производят более 31 миллиона тонн несъедобных субпродуктов животного происхождения. Большая их часть попадает на свалки или сжигается, выделяя парниковые газы при разложении или сжигании. Чуть более половины отходов, около 16 миллионов тонн, перерабатывается в полезную продукцию компаниями-поставщиками. Здесь кости очищаются, сушатся и измельчаются для производства топлива, удобрений, корма для животных и желатина.
Ганми добыл костный порошок для своей коллекции Elos с одного из этих предприятий и смешал его с био-связующим веществом. В рамках своих исследований дизайнер экспериментировал с несколькими различными связующими, включая биорезины и различные клеи, изготовленные с использованием бычьих нервов и костного коллагена.
«Поскольку в настоящее время я продолжаю работу над проектом для его дальнейшего развития, боюсь, что не могу поделиться конкретными деталями и технологиями, – отметил дизайнер, – Однако цель состоит в том, чтобы материал использовал исключительно кости, был долговечным и пригодным для вторичной переработки».
Следующая статья: Проект Decorium с участием звезд российского дизайна в рамках MosBuild-2022
Предыдущая статья: Настольная лампа из апельсиновой коры от итальянской студии дизайна Krill Design