В лондонской Gallery Fumi британский дизайнер Макс Лэмб в попытке расширить структурные возможности материала демонстрирует 33 различных предмета мебели, изготовленных из отходов картона в его собственной студи. На выставке серия мебели Box представлена 23 стульями, а также более массивными предметами, такими как диван и обеденный стол, изготовленными с использованием только картона и домашнего клея из муки и воды. Редкие полоски краски, произведённой на основе минеральных пигментов и льняного масла в качестве биологически чистого растворителя, являются единственным украшением этой необычной мебели.
В результате, по словам Лэмба, коллекция полностью свободна от пластика, бесконечно пригодна для вторичной переработки и легко поддаётся ремонту с помощью инструментов, которые у большинства людей уже есть дома. «Я выбрал очень простой, легкодоступный и скромный набор материалов для создания этой коллекции, – рассказывает дизайнер. – И все детали можно бесконечно ремонтировать. Вам просто понадобятся несколько дополнительных картонных коробок и горсть муки из вашего шкафа для выпечки. Смешайте немного муки и воды, и вы сможете приклеить небольшую заплатку на повреждённую мебель».
Показательно, что в рамках проекта не было приобретено ни одного нового куска картона. Вместо этого Лэмб сформировал коллекцию полностью из отходов, скопившихся в его студии за последние пару лет, начиная от почтовых коробок и заканчивая втулками от рулонов туалетной бумаги и упаковками для контактных линз. Цель состояла в том, чтобы исследовать, может ли этот вездесущий материал быть структурным и прочным сам по себе, без необходимости использования пластика в качестве усилителя прочности.
«Мне потребовалось почти 20 лет ведения собственной практики, чтобы увидеть в картоне скорее первичный материал, а не вторичный, – объяснил Лэмб. – Я использую картон в своей практике ежедневно, но больше для транспортировки и логистики, а также в качестве материала для изготовления моделей мебели, но раньше это никогда не было конечным результатом. Это было просто частью быта».
Там, где это было возможно, Лэмб оставлял коробки практически нетронутыми, просто складывая их в различные конфигурации, чтобы они приняли форму стула или стола, склеивая их с помощью клейстера из пшеничной муки. Чтобы гарантировать, что эти картонные изделия обладают необходимой прочностью и структурной целостностью для использования в качестве предметов мебели, каждая коробка изнутри укреплена картонными решётками, которые образуют своего рода каркас. Все обрезки, полученные в процессе производства, Лэмб превращал в папье-маше и наносил на внешнюю поверхность мебели до 15 слоев, создавая поддерживающий «экзоскелет».
«Я скрыл только те области, где это было необходимо по конструктивным требованиям, а не просто из эстетических соображений», – объяснил дизайнер. Когда коробки становились слишком хрупкими, чтобы стоять самостоятельно, Лэмб разрывал их на полоски и использовал в качестве сырья. В одном случае для этого пришлось скрутить их вместе, чтобы получилось огромное бревно, которое он превратил в стул, вырезав сиденье и спинку из цилиндра. Все обрезки были возвращены в процесс в виде папье-маше, чтобы придать стулу устойчивость и сократить количество отходов.
По словам Лэмба, сочетание картона, изготовленного из древесной массы, с клеем из пшеничной пасты и льняной краской означает, что коллекция полностью изготовлена на растительной основе и не содержит пластика. Это стало заметным шагом вперёд для дизайнера, который известен своей работой с полистиролом.
«Хотя я не говорю, что никогда больше не собираюсь использовать этот материал, я искал альтернативу, – сказал Лэмб. – Я надеюсь, что это начало того, что я отучу себя и, надеюсь, моих клиентов от синтетики. То, что я произвожу эту новую работу умозрительно, надеюсь, даст людям возможность выбора. Так что вам не обязательно покупать у меня изделия из пенополистирола и полиуретановой резины. Вы вполне можете купить мебель, сделанную из картона, если хотите».
Проект превратил Лэмба в своего рода коллекционера картона, поскольку он продолжает экспериментировать с новыми способами работы с материалом. «Я начал ценить каждый маленький кусочек картона, который поступал в мою мастерскую, – сказал он. – Теперь у меня половина арендованного гаража забита картоном, и всё это будет материалом, который в будущем пойдёт на новые проекты».
Следующая статья: «Биссектриса»: удивительная ваза для фруктов от белорусского бренда Zapazuha
Предыдущая статья: В Москве пройдёт первая ярмарка современного искусства Catalog