Итальянского дизайнера Этторе Соттсасса принято считать альтернативным творцом. И в самом деле, несмотря на то, что созданная им продукция имеет высокий спрос, её нельзя назвать «попсовой» или «мейнстримовой». Всё, что сделал Соттсасс, имеет привкус нарочитой ненормальности. Иногда инфантильность, иногда концептуализм, иногда ещё что-то – всегда на его вещах лежит печать некоей «нездешности».
Этторе Соттсасс - парадоксалист и интеллектуал, родоначальник такого влиятельного направления, как антидизайн, его имя высоко почитается в мире дизайна. Однако при этом многие проекты гения надолго задерживаются на стадии модели. Зачастую его мебель начинает продаваться лишь спустя долгие годы после того, как была создана. Впрочем, что же здесь удивительного? Такая же судьба постигала творения Ритвельда, Ле Корбюзье, Терраньи. Это теперь мы воодушевлённо приобретаем их как символы высокого стиля. Ну, а тогда... Тогда они создавались не ради денег. Деньги сами по себе его не интересуют. Скорее они дают возможность быть с людьми. И вообще, выживание - не его проблема. Он любит самоуверенных снобов, которые не хотят участвовать в мышиной возне, а верят, что способны изменить мир. По мнению Этторе Соттсасса, жизнь требует постоянного напряжения духа. Да, мэтр категоричен и прямолинеен: "Я человек думающий, таких немного. Думающих не только о том, что они делают, но и о смысле того, что делают. Я пытаюсь понять отношения, которые связывают меня с миром".
В этом стремлении познать Этторе Соттсасса самозабвенен. Как ребёнок, он "разбирает вещь по частям", чтобы потом снова сложить, сделав более динамичной, гибкой. Неузнаваемой. Гибкость, пластичность -его любимые символы. И опять: Соттсасс радикален не для того, чтобы таковым считаться. Он ведёт поиск, не ставя перед собой определённых целей, но полагаясь лишь на голос сердца: "Если человек счастлив, если он старается не делать ничего дурного, если позволяет неведомым богам увлечь себя, то в один прекрасный момент на бумаге, в рисунке, словно из темноты, из ниоткуда, появляются мысли, ясные и просветлённые".
Будучи трижды профессионалом, Этторе Соттсасс, однако, полагает, что архитектура - не дисциплина, не геометрическая форма, не пространство определённых размеров. Что она не сводится к самой себе. Для него архитектура -"пейзаж, где человека ждёт лучшая жизнь", "среда, претерпевающая непрерывные метаморфозы". И так во всём: дизайн, архитектуру маэстро видит глазами живого человека. Он чужд узости специалиста, и этот размах помогает ему создавать новое, авангардное, невероятное.
Куда бы он ни ехал, Этторе Соттсасс берёт с собой камеру, чтобы фотографировать всё, что попадается ему на глаза. Двери, храмы, кухни, доски объявлений: ничто не может избежать его объектива. Это человек, который сделал 1 780 фотографий за двенадцать однодневных поездок в Южную Америку. Который забавлялся с публикацией книги, состоящей из фотографий стен, и в течение многих лет фотографировал каждый гостиничный номер, в котором он спал с женщиной.
В 1973 году Соттсасс со товарищи организуют группу Global Tools ("Мировые орудия"). Она выражала идеи движения антидизайна, возникшего опять-таки под влиянием Соттсасса, а точнее - его миланской мебельной выставки 1966 года.
Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов - вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей: "Дизайнер больше не является художником, который помогает нам делать дома красивее. Дизайнер - это человек, который движется в формальном плане и стимулирует новые поведенческие образцы, способствующие большей осознанности жизни. Ведь это единственное условие, необходимое для нового равновесия, для эволюции или, если хотите, для возрождения человека". Да, вот так сложно и серьёзно выражались члены Global Tools. Через три года, выполнив свои задачи, группа самораспустилась.
В 1979 году Этторе Соттсасс сотрудничает с "Алхимией" - известнейшей в истории дизайна авангардной группой. А в 1981 наш герой с друзьями и коллегами организует свой знаменитый "Мемфис", и их участие в Миланской мебельной выставке оказывается очень успешным. Неожиданное сопоставление форм, смелое обращение с цветом были не просто дерзким экспериментом, а результатом вдумчивого, ответственного труда.
"Роль дизайна значительнее, нежели просто проектирование вещи. По мнению Этторе Соттсасса, "отношения, возникающие между человеком и искусственным миром, должны иметь формальный ответ. Это должен быть ответ на запросы конструктивных архетипов, декоративности, радующих знаков, визуальных кодов. Такой дизайн - не стиль, но ответ на важный вопрос о формальном качестве построенного мира. И это важно не только для людей с требовательным глазом. Формальное качество мира-вопрос политический".
Через год, в 1982 , вместе с тремя молодыми архитекторами Альдо Чибиком, Маттео Туном и Марко Дзанини, Соттсасс создаёт Sottsass Associati. Здесь проектируют мебель, аксессуары, бутики (в частности, для Fiorucci, Еsprit - начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Но архитектура увлекает метра всё больше. И в 1985 году он строит несколько домов в США, в штате Колорадо. В 1991 году Соттсасс оформил лондонскую квартиру Жана Пигоцци, который написал о нём статью "Соттсасс, мой друг и архитектор". "Я не могу в это поверить - ему действительно 74? Всё настолько удивительное и настолько разное",- говорила молодая англичанка Жану, осматривая эти апартаменты. А вот мнение самого Пигоцци: "Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума". Последние пять лет Этторе Соттсасс успешно сотрудничает с французской галереей Edition Limitee, создав для неё замечательную коллекцию.
Следующая статья: 10 способов организовать пространство при помощи дизайнерских крючков
Предыдущая статья: Крашеные стены в интерьере